Юридическая помощь и защита в Тольятти и Самарской области
Главная \ Практика \ Арбитражные дела \ О взыскании задолженности по государственным контрактам

О взыскании задолженности по государственным контрактам

РЕШЕНИЕМ Арбитражного суда Самарской области от 29.01.2007 г. по Делу № А55-14 733/2006 в составе судьи Зафран Н.А., рассмотрев в судебном заседании 26.01.2007 г. дело: по иску ОАО «Институт строительства и проектирования» г.Самара к Субъекту РФ – Самарская область в лице Министерства Строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г.Самара о взыскании 4 045 283,00 руб. Истцу в иске отказано, взыскано с Истца в доход Федерального бюджета 31 726,42 руб. – расходов по госпошлине.
 
Основанием для вынесения Решения суда явились следующие обстоятельства.
ОАО «Институт строительства и проектирования» (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к Субъекту РФ – Самарская область в лице Министерства Строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области» г.Самара (далее – ответчик) о взыскании с ответчика 4 045  283,00  руб., задолженность по контракту № СОЦ/99-06 от 26.08.1999 г. и контракту № 44-юр 12.08.1999 г.
Ответчик иск не признал по мотивам, изложенным в отзывах на иск, считает, что Министерство Строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области не является универсальным правопреемником Департамента по строительству, архитектуре, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации Самарской области, в связи с тем, что Департамент был ликвидирован, о чем свидетельствует выписка из ЕГРЮЛ от 19.10.06 г. В судебное заседание 26.01.07 г. заявил о пропуске срока исковой давности.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.   
Как следует из материалов дела между ООО «Десам» и Департаментом по строительству, архитектуре, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации Самарской области были заключены контракты № 44-юр от 12.08.1999 г. и № СОЦ/99-06 от 26.08.1999 г.на выполнение услуг.
Истец указывает на то, что до настоящего времени имущество, переданное в качестве оплаты по указанным выше контрактам на суму 4 045 283 руб., не оформлено в собственность истца, в связи с чем, и предъявляет требования на указанную сумму.  
Из представленных в дело документов следует, что Департамент по строительству, архитектуре, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Администрации Самарской области ликвидирован на основании Решения учредителя. Доказательств того, что обязательства Департамента по контрактам № 44-юр от 12.08.1999 г. и № СОЦ/99-06 от 26.08.1999 г. перешли к Министерству Строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в материалы не представлены.
Доказательств выполнения работ по контрактам, акты приемки-передачи основных средств истцом не представлены. Кроме того, не представлены документы, свидетельствующие о том, что истец имеет право на требования оплаты по указанным контрактам в связи тем, что исполнтелем работ по контрактам является ООО «Десам».
В силу ст.16 ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя.
Истец не представил суду доказательства невозможности государственной регистрации прав на полученные объекты, а также не представил доказательства невозможности использования объектов в натуре.
При указанных обстоятельствах истцу в иске следует отказать, поскольку истец не доказал в силу ст.65 АПК РФ те обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований.
Расходы по госпошлине следует отнести на истца.
Определение Арбитражного суда от 11.09.2006 г. истцу предоставлялась отсрочка по уплате госпошлины до момента вынесения судебного акта по рассматриваемому делу.   
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Федерального Арбитражного суда Поволжского округа в составе председательствующего судьи Королевой Н.Н. от 10.08.2007 г. по Делу № А55-14 733/06, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО «Институт строительства и проектирования» на Решение от 29.01.2007 г.  Арбитражного суда Самарской области и Постановление от 05.04.2007 г. Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А55-14 733/06 и ходатайство об отсрочке оплаты государственной пошлины, - Решение Арбитражного суда Самарской области от 29.01.2007 г. и Постановление Одиннадцатого арбитражного суда апелляционного суда от 05.04.2007 г. отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
 
Основанием для вынесения Постановления ФАС ПО явились следующие обстоятельства.
ОАО «Институт строительства и проектирования» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Субъекту РФ – Самарской области в лице Министерства Строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области о взыскании 4 045 283 руб. задолженности по контрактам № 44-юр от 12.08.1999 г. № СОЦ/99-06 от 26.08.1999 г.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.01.2007 г. в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного суда апелляционного суда от 05.04.2007 г. Решение Арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО «Институт строительства и проектирования» просит судебные акты отменить как несоответствующие нормам материального и процессуального права, направить дело на новое рассмотрение в ином составе судей.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает судебные акты подлежащими отмене, а дело передаче на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО «Десам» и Департаментом  по строительству, архитектуре, жилищно-коммунального дорожного хозяйства Администрации Самарской области (далее Департамент) заключены контракты  от 12.08.1999 г.  № 44-юр и от 26.08.1999 г. № СОЦ/99-06 на управление реализацией проекта строительства онкологического центра в г.Самара.
Требование по иску обосновано тем, что имущество, переданное в качестве оплаты по указанным выше контрактам на сумму 4 045 283 руб., не оформлено в собственность истца.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из следующих обстоятельств: Департамент ликвидирован по Решению учредителя, доказательства перехода прав требования оплаты по контрактам к Министерству Строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, акты приема-передачи основных средств в материалах дела отсутствуют. 
Между тем, в силу ст.ст.763. 764 ГК РФ государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд заключается для удовлетворения государственных нужд субъектов РФ и финансируется из соответствующего бюджета. По государственному контракту государственными заказчиками выступают государственные органы, обладающие необходимыми инвестиционными ресурсами.
Являясь стороной государственного контракта Департамент действовал от имени и в интересах Самарской области, которая в соответствии со ст.125 ГК РФ участвует в гражданско-правовых отношениях через свои уполномоченные органы, не зависимо от того, какое подразделение исполнительной власти заключило государственный контракт, юридические последствия по контракту возлагаются законом на исполнительную власть субъекта федерации в целом.
В связи с ликвидацией Департамента Постановлением Губернатора Самарской области за №108 от 16.05.2005 г. функции Департамента возложены на вновь созданное Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Таким образом выводы суда об отсутствии обязательств ответчика по контрактам не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В материалы дела истцом представлены соглашения от 01.03.2000 г., заключенные между Департаментом, ООО «Десам» и ОАО «Институт строительства и проектирования» о переуступке прав по контрактам № СОЦ/99-06 и № 44-юр, согласно которым ООО «Десам» передает истцу всю необходимую документацию, основные средства, нематериальные активы и товарно-материальные ценности по актам приема-передачи и описи.
В рамках вышеуказанных контрактов и соглашений Департаментом среди прочего оборудования было передано спорное имущество:
-  Ангар металлический, стоимостью                               –   278 984 руб.;
-  Арочное здание с двойным покрытием, стоимостью –    398 913 руб.;
-  Пристрой к офисному зданию, стоимостью                 -    352 366 руб.;
-  Офисное здание, стоимостью                                        – 2 742 164 руб.;
-  Ангар металлический, стоимостью                               –    272 856 руб., -
- всего на сумму 4 045 283 руб.
На основании Распоряжения Департамента № 36 от 15.03.2000 г. «О передаче оборудования из Департамента по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству Администрации области в ОАО «Институт строительства и проектирования» указанное имущество было передано по актам приемки-передачи основных средств эксплуатацию.
Актом выверки финансирования строительства на 01.02.2002 г. между Департаментом и истцом подтверждается, что имущество передавалось в счет финансирования строительства объекта «Самарский онкологический центр».
Однако какая-либо правовая оценка представленным документам судом не дана, в связи с чем, выводы суда об отсутствии у истца правовых оснований требования выполнения условий контрактов являются неправомерными.
При таких обстоятельствах, принятые судебные акты не могут быть признаны законными, подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо дать правовую оценку представленным в суд документам, дать надлежащую оценку доводам и возражениям сторон, и с учетом установленного разрешить спор.  
Обо мне

Я оказываю широкий спектр адвокатских услуг  и всегда рад, клиентам обратившимся ко мне за помощью! За годы осуществления адвокатской деятельности я имею огромный опыт по предоставлению юридической помощи и защиты гражданам и бизнесу!

Адрес:
445047, г. Тольятти, ул. Льва Яшина, дом 11, оф. 48а